Уже не раз упоминавшийся в этом паблике Жан де Лери, побывавший в будущей Бразилии гугенотский священник и автор прекрасных текстов, очень славно выразил отношение местных индейцев к французам одним случаем, что приключился с ним самим. Некий туземец был де Лери очень рад: "Ты хороший, дай мне рыболовных крюч­ков!". Когда оказалось, что ничего не дадут — тут же начал угрожать убийством. Но ещё показательнее другая история... Итак, 1549 год. Карл V Габсбург властвует над Священной Римской империей, Кастилией и Арагоном. Такая связь государств имеет последствие, которое вы уже могли проследить в публикациях здесь: немцы нередко оказываются на испанской службе. Так вышло и с Гансом Штаденом. Правда, что-то там не задалось, и скоро немец перешёл к португальцам, оказавшись в их южноамериканских владениях — недалеко от места, где через полтора десятилетия появится Рио-де-Жанейро. Увы, уже в 1552 году ему крупно не повезло: попал в плен к индейцам гуарани. А если точнее, то к тупиникинам — которые активно практиковали каннибализм. Однако кое в чём Гансу повезло. Тупиникины всё же не ели людей просто так — для них это было ритуальное действо, совершаемое по чётким правилам. Поэтому пленников не убивали сразу, а до того они даже пользовались некоторой свободой в поселении: бежать-то всё равно почти невозможно, ты в глубине сельвы. Штаден принялся думать, как ему выйти из этой неприятной ситуации. Вариант виделся только один: выдать себя за француза, так как местные с французами торговали и не имели никакой вражды, в отличие от любых других белых. Ну, терять нечего: je suis francais! Если бы всё было так просто... оказалось, что индейцы говорят по-французски лучше самого Штадена. Вождь только посмеялся над этой жалкой попыткой и заявил, что его племя съело уже пятерых португальцев, которые выдавали себя за французов. Штаден, однако, не растерялся. Мол, да: сам я не француз, но зато мой брат — очень даже! Индейцам абсурдность подобного ясна не была, для них француз отличался от остальных прежде всего одним: у француза всегда есть товары для бартера. Ганс именно на это и стал упирать: дескать, могу организовать торговлю. Только товаров у него при себе, понятно, не было. Зато на помощь ему прибыл отряд португальцев из форта Сан­та-Катарина. Штаден рассудил, что силовым путём этот отряд отбить его не сможет, но... "Я крикнул подплывшим в лодке товарищам: «Не пытайтесь меня выкупить, но внушите дикарям, что я француз и, ради всего святого, оставьте мне несколько ножей и рыболовных крючков». Я раздал индейцам эти ножи и крючки со словами: «Вот что мне дал мой брат француз»... Они же стали говорить между собой: «Наш пленник действительно француз, станем отныне обращаться с ним получше» (с) Вскоре прибыло и настоящее французское судно. Штадену удалось сговориться с его капитаном, который подтвердил, что пленник в самом деле является французом. В итоге немца удалось выкупить, после чего он немедленно вернулся в Европу — решил больше не рисковать. Позднее, уже в 1590-е, аналогичный финт провернёт англичанин Энтони Найвет. Правда, он не просто сбежал таким образом в Европу, но ещё и отомстил индейцам, обманом отправив их прямо в руки португальских работорговцев. Вот вы спрашиваете: зачем языки учить? Никогда не скажешь наперёд: а не пригодится ли когда-нибудь французский... #священная_римская_империя@grand_orient #франция@grand_orient #индейцы@grand_orient #XVI_век@grand_orient

Теги других блогов: история каннибализм Бразилия